Р - Римас
После заметки о спектакле «Не для меня» меня терзало смутное сомнение, что в том тексте осталась какая-то недосказанность… Мне очень захотелось вынести в отдельную заметку размышления о Римасе Патисе, сыгранном Николаем Токаревым. Почему именно о нем? Не знаю, права я или нет, но мне показалось, что именно у Николая была самая сложная роль в этом спектакле. Его литовец Римас – единственный герой, которому в силу образа не положено проявлять открытую эмоциональность. И Николаю приходилось привлекать внимание зрителя к своему персонажу другими средствами, а для этого требуется большая энергетическая и внутренняя концентрация.
Задача Римаса - не стремиться во что бы то ни стало всегда и во всем быть на первом плане, но именно на его поступках строятся основные сюжетные линии спектакля. Он, как внутренний голос спектакля, который в одиночку противостоит внешней яркости, самобытности и открытой эмоциональности остальных его персонажей.
Ключевое слово здесь - «в одиночку». Этого героя нельзя поставить в один ряд ни с каким другим. Они – русские, он – литовец. Они – простые деревенские жители, он - милиционер, представитель органов власти. Они – родные друг другу люди, он – одиночка, которому не с кем разделить ни радость, ни горе. Даже то призрачное счастье, которое замаячило на его горизонте, когда появилась надежда создать с Александрой и её родными дружную семью, в одночасье разрушилось возвращением Ивана. Уже в этот момент финал спектакля становится предсказуемым. И для зрителя, и самое печальное - для Римаса. Его, как и зрителя, не обманула первоначальная нарочитая холодность Александры по отношению к Ивану. Черту под призрачными мечтами Римаса подвели слова Женьки: «Дядя Римас – он хороший. А дядя Ваня – родной». Родным и близким людям многое прощают. Даже измены. Римас явил себя сильным и благородным человеком, став за годы войны настоящей опорой семье Александры, но он точно знал, что именно ему в решающий момент придется уйти. И мы это знали. Потому и трагедия его одиночества зацепила больше других. Хотя, о чем это я? Римас Патис теперь никогда не останется один. С ним всегда будут его зрители. Зрители, которым актер Николай Токарев созданным в этом спектакле образом доставил огромное наслаждение. Разве может не запасть в душу образ благородного, заботливого литовского парня, за нордическим спокойствием которого скрываются внутренние бури? Разве можно забыть тот невероятный внутренний накал, который продемонстрировал Николай в финальном фрагменте выяснения отношений его героя с Иваном? Разве можно не оценить ту внутреннюю силу, которую он показал, уступив Александру вернувшемуся мужу?
Хочется сказать огромное спасибо Николаю за эту актерскую работу. Браво!
|